Базовые сценарии и методики проведения основных бизнес-тренингов
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это станет моим навсегда!», – эта фраза Эдгара Дейла как нельзя точно описывает всю суть такого метода, как тренинг. Особенно, это относится к бизнес-тренингам, где максимально важно скорое овладением навыков на практике и внедрение их в рабочий процесс.
Что остаётся в памяти каждого из нас по прошествии двух недель после изучения, или точнее зазубривания, чего-то нового? Усвоение материала, изложенного традиционными способами, происходит с геометрической прогрессией в сторону уменьшения объёма знаний:
- Лекции – 5%.
- Чтение – 10%
- Аудиовизуализация – 20%
- Демонстрация 30%
- Групповое обсуждение – 50%
- Практическая отработка конкретного навыка – 75%
- Обучение других – 90%
- Непосредственное применение знаний – 90%.
Классификация тренингов
- Навыковые
- Психотерапевтические
- Социально-психологические
- Бизнес-тренинги
На заметку: Эксперты Института практической психологии «Иматон» разработали программу, которая объединяет в себе лучшие методики всех перечисленных видов тренингов и основывается на базовых сценариях и методиках проведения основных бизнес-тренингов.
Бизнес-тренинг и его разновидность – корпоративный тренинг создавались специально для развития профессиональных навыков персонала. Их регулярное проведение способствует:
- Повышению эффективности производственной деятельности.
- Выполнению поставленных бизнес-задач в сжатые сроки с максимальным результатом.
- Управлению взаимодействием всех структур производства.
Выбор метода бизнес-тренинга зависит от
- Пола, возраста и статуса участников.
- От поставленных целей и ожиданий участников.
- Размера аудитории.
- Технических возможностей помещения, в котором будут проводиться занятия.
- Административных возможностей организаторов тренинга.
- Продолжительности занятий.
- Времени суток и выбранного дня (будние или выходные дни).
Наиболее востребованные и эффективные методы тренинговых занятий
- Кейс. Участники задачи, отображающие реальную проблемную ситуацию, ищут ответы на вопросы и находят наиболее верные, по их мнению, решения задачи.
- Деловая игра. В игровой форме имитируются различные аспекты профессиональной деятельности или социального взаимодействия.
- Ролевая игра. Участникам по жребию раздаются определённые роли, пребывая в которых они должны решить проблему или проработать заданную ситуацию.
- Групповая дискуссия. Совместное обсуждение с последующим анализом проблемы или задачи. Допустима работа как со структурированной формой дискуссии, когда тренер управляет процессом и направляет участников, так и с неструктурированной формой, когда направление обсуждению задают сами участники.
Бизнес-тренинги должны проводиться только профессионалами, потому как куратор или тренер тренинга должен обеспечить условия для успешного синтеза и интеграции приобретённых навыков и знаний в производственный процесс, определить благоприятные условия внедрения, разработать план реализации изменений в соответствии с результатами обучения, обеспечить непрерывность процесса совершенствования приобретённых знаний и умений.