Социально-эмоциональное развитие младенцев и детей раннего возраста
Изучение социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста включает анализ условий проживания, выражения ребёнком своих эмоций и умение регулировать их, способность устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими людьми.
Педиатр из Гарвардского университета Х. Эльс в 1980 году составил подробное описание трёх типов состояния младенцев:
- Открытость к взаимодействию.
- Перегрузка с возможностью саморегуляции.
- Перегрузка с невозможностью самостоятельной регуляции.
Социально-эмоциональное развитие ребёнка проявляется в умениях
- Понимать и различать свои чувства и эмоции.
- Понимать и различать чувства и эмоции других людей.
- Устанавливать и поддерживать отношения.
- Регулировать своё поведение.
Тот взрослый, который замечает и чутко реагирует на сигналы, транслируемые ребёнком, дают младенцу ощущение надёжности. Малыш может предугадывать поведение взрослого, а значит ощущать себя в полной безопасности.
Кому нужны глубокие знания в сфере социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста? – Курсы повышения квалификации полезны для педиатров, перинатальных и детских психологов, воспитателей в детском саду и домах малютки, нянечек, будущих родителей.
Нормы и периоды социально-эмоционального развития ребёнка
Каждый младенец рождается уже с потребностью и готовностью к взаимодействию со взрослыми. Они проявляются в наборе базовых навыков, которые становятся основой для более сложных социально-эмоциональных навыков. Если внимательно понаблюдать за младенцем, то заметим, что он не просто проявляет реакцию на раздражители или стимулы, он является активным участником самого процесса общения. Проявляет инициативу, когда хочет пообщаться с мамой, приглашает, зовёт её к коммуникации. И наоборот в какой-то момент может просто отказаться от общения с мамой, занявшись изучением своего тела, игрушки или окружающей территории.
Для удобства понимания на что опираться при обследовании ребёнка, разработали основные вехи развития, зная которые можно легко спрогнозировать развитие высших психических функций, вовремя заметить задержку или развитие патологий и скорректировать поведение.
Эмоции – сложные психические функции, в значительной мере предопределённые генетически, они закладывают модель поведения, позволяют быстро и адекватно реагировать в каждой конкретной ситуации. Исследования показали, что не только взрослые нуждаются в развитии социальных навыков. Эмоциональный интеллект необходимо развивать у детей с младенчества. Так детям легче будет найти общий язык с родителями, избегать возможных конфликтов со старшими братьями и сёстрами, обрести друзей, адаптироваться к требованиям, выдвигаемым в детском саду, спортивной секции, школе искусств, а после в перспективе в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении, на работе.